я буду идти по своей кривой дорожке, пока не стемнеет
Философствования о персонажах-богах, несуществующих одногранниках и о том, почему иногда бывает нужно повернуть монету другой стороной
У меня есть любимые персонажи-люди, а есть любимые персонажи-боги. Первых я люблю, рассматривая их с точки зрения психологии. Вторых я люблю, рассматривая их с точки зрения философии.
Последнее время я все больше увлекаюсь идеей принятия тьмы, хаоса, несовершенства. Принятия того, что совершенство есть идеальный кристалл при абсолютном нуле, и никакого движения не происходит. Мы стремимся к совершенству именно потому, что мир несовершенен. Мы стремимся сделать несовершенный мир лучше. Если мы достигнем однажды совершенства -- стремиться будет некуда. Все застынет.
Мне очень важно принять это. Категорическое неприятие какого-нибудь несовершенства не доводит до добра, как показал мой личный опыт. Вот например. Живешь в общежитии, ездишь в общественном транспорте, стоишь в очередях в поликлинике. И не принимаешь, что можешь кому-то помешать. И если вдруг тебе говорят, что у тебя музыка в наушниках играет слишком громко -- начинаешь страдать и себя грызть. Обещаешь себе отныне ставить громкость поменьше, отходить подальше от людей. Стоишь теперь в электричках только в тамбуре. А потом по тамбуру идет контролер и дает понять, что ты мешаешь ему пройти. Что такое вот это идеальное "никому не мешать"? Не существовать. Не оттого ли такая тяга к самоубийству? Или, скажем, другой пример. Принимаешь необдуманное решение на эмоциях. Не взвесил, не посоветовался ни с кем, просто вот вдруг захотелось чего-то сильно -- пошел и сделал в затмевающем разум порыве. Начинаешь страдать и себя грызть. Обещаешь отныне охулиард раз отмерить, прежде чем отрезать. А потом удивляешься, почему же в итоге бездействуешь. Интересно, раздобыл бы Берен Сильмарилл, если бы сказал себе -- чувак, а вдруг ты сейчас на эмоциях, прислушайся к гласу рассудка, может, лучше тебе подождать пару лет, проверить свои чувства к Лютиен?
Поэтому у меня теперь есть два темных персонажа-бога, чьи хэдканонные образы помогают мне выживать и относиться ко всему иначе. Это Мелькор и Такхизис.
Оба воплощают для меня несовершенство. Оба своим существованием искажают некий прекрасный гармоничный идеал. Оба вносят элемент хаоса, повышают энтропию. Но специфика немного разная.
Мелькор для меня воплощает собой деструкцию, разрушение. Мелькор работает с любой гармоничной и совершенной системой, будь то общество или, скажем, чье-то сложившееся мировоззрение. Мелькор разрушает эту систему, искажает -- и в итоге системе снова есть куда стремиться. Конечно, Мелькор вторичен относительно Эру, потому что, не будь в мире гармонии, порядка, не будь стремления к совершенству -- и осталась бы только энтропия, которая, как известно, самопроизвольно лишь повышается. Тогда вместо идеального кристалла мир являл бы собой абсолютный хаос из элементарных частиц. Мелькор выпинывает систему из минимума в новый максимум, и лишь благодаря разрушению становится возможным созидание, ибо никто кроме Эру не умеет нарушать законы сохранения и творить что-то из ничего. Да, конфликты существуют именно из-за Мелькора, смерть существует именно из-за Мелькора. Но в палитре должны быть все краски.
Это очень здорово -- принять Мелькора. Где-то внутри себя принять, что разрушение гармонии необходимо этому миру. Это позволяет спокойнее относиться к страданиям. Ко всему "отрицательному", "плохому", что происходит вокруг. Но, едва начал относиться спокойнее, приходит она. Такхизис.
Такхизис воплощает для меня иррациональность. Желания, эмоции, страсти, порывы, одержимости. Все то, что мешает нам поступать в соответствии со здравым смыслом. Все то, что мешает нам относиться спокойно. Принимать обдуманные, взвешенные, логичные решения. Не правда ли, было бы просто идеально действовать рационально, не совершать ошибок, не оступаться? Отказаться от когнитивных искажений, отказаться от оценочных суждений... О да -- идеально. Идеально, как идеальный кристалл. Эмоции, в том числе сильные, даны нам не просто так. Они даны как мотивация, как побуждение к действию, как положительные и отрицательные подкрепления. Все хорошее, что мы получаем в этой жизни -- это только наши положительные эмоции. Плохое -- отрицательные эмоции. Человек, который всегда слушает лишь разум, никогда не дает голоса чувствам -- счастлив ли он? Имеет ли что-нибудь для него смысл?
Мораль сей басни для меня в том, что у монеты две стороны. Одногранника не существует. И, если я до сих пор принимала лишь орла, боясь перевернуть -- настала пора принять и решку. Разрушение тоже бывает нужно. Искажение тоже бывает нужно. Хаос тоже бывает нужен. Несовершенство. Конфликт. Иррациональность.
Вот в каком аспекте я принимаю условную "решку" и с трудом поворачиваю монету "орлом" -- это дилемма личность vs общество. Я vs Мы. Классически "я" отвечает Тьме, "мы" -- Свету. И порой я ловлю себя на том, что заигралась в свободу, перегнула палку -- ибо перегнуть палку можно и здесь. Но это уже совсем другая история.
У меня есть любимые персонажи-люди, а есть любимые персонажи-боги. Первых я люблю, рассматривая их с точки зрения психологии. Вторых я люблю, рассматривая их с точки зрения философии.
Последнее время я все больше увлекаюсь идеей принятия тьмы, хаоса, несовершенства. Принятия того, что совершенство есть идеальный кристалл при абсолютном нуле, и никакого движения не происходит. Мы стремимся к совершенству именно потому, что мир несовершенен. Мы стремимся сделать несовершенный мир лучше. Если мы достигнем однажды совершенства -- стремиться будет некуда. Все застынет.
Мне очень важно принять это. Категорическое неприятие какого-нибудь несовершенства не доводит до добра, как показал мой личный опыт. Вот например. Живешь в общежитии, ездишь в общественном транспорте, стоишь в очередях в поликлинике. И не принимаешь, что можешь кому-то помешать. И если вдруг тебе говорят, что у тебя музыка в наушниках играет слишком громко -- начинаешь страдать и себя грызть. Обещаешь себе отныне ставить громкость поменьше, отходить подальше от людей. Стоишь теперь в электричках только в тамбуре. А потом по тамбуру идет контролер и дает понять, что ты мешаешь ему пройти. Что такое вот это идеальное "никому не мешать"? Не существовать. Не оттого ли такая тяга к самоубийству? Или, скажем, другой пример. Принимаешь необдуманное решение на эмоциях. Не взвесил, не посоветовался ни с кем, просто вот вдруг захотелось чего-то сильно -- пошел и сделал в затмевающем разум порыве. Начинаешь страдать и себя грызть. Обещаешь отныне охулиард раз отмерить, прежде чем отрезать. А потом удивляешься, почему же в итоге бездействуешь. Интересно, раздобыл бы Берен Сильмарилл, если бы сказал себе -- чувак, а вдруг ты сейчас на эмоциях, прислушайся к гласу рассудка, может, лучше тебе подождать пару лет, проверить свои чувства к Лютиен?
Поэтому у меня теперь есть два темных персонажа-бога, чьи хэдканонные образы помогают мне выживать и относиться ко всему иначе. Это Мелькор и Такхизис.
Оба воплощают для меня несовершенство. Оба своим существованием искажают некий прекрасный гармоничный идеал. Оба вносят элемент хаоса, повышают энтропию. Но специфика немного разная.
Мелькор для меня воплощает собой деструкцию, разрушение. Мелькор работает с любой гармоничной и совершенной системой, будь то общество или, скажем, чье-то сложившееся мировоззрение. Мелькор разрушает эту систему, искажает -- и в итоге системе снова есть куда стремиться. Конечно, Мелькор вторичен относительно Эру, потому что, не будь в мире гармонии, порядка, не будь стремления к совершенству -- и осталась бы только энтропия, которая, как известно, самопроизвольно лишь повышается. Тогда вместо идеального кристалла мир являл бы собой абсолютный хаос из элементарных частиц. Мелькор выпинывает систему из минимума в новый максимум, и лишь благодаря разрушению становится возможным созидание, ибо никто кроме Эру не умеет нарушать законы сохранения и творить что-то из ничего. Да, конфликты существуют именно из-за Мелькора, смерть существует именно из-за Мелькора. Но в палитре должны быть все краски.
Это очень здорово -- принять Мелькора. Где-то внутри себя принять, что разрушение гармонии необходимо этому миру. Это позволяет спокойнее относиться к страданиям. Ко всему "отрицательному", "плохому", что происходит вокруг. Но, едва начал относиться спокойнее, приходит она. Такхизис.
Такхизис воплощает для меня иррациональность. Желания, эмоции, страсти, порывы, одержимости. Все то, что мешает нам поступать в соответствии со здравым смыслом. Все то, что мешает нам относиться спокойно. Принимать обдуманные, взвешенные, логичные решения. Не правда ли, было бы просто идеально действовать рационально, не совершать ошибок, не оступаться? Отказаться от когнитивных искажений, отказаться от оценочных суждений... О да -- идеально. Идеально, как идеальный кристалл. Эмоции, в том числе сильные, даны нам не просто так. Они даны как мотивация, как побуждение к действию, как положительные и отрицательные подкрепления. Все хорошее, что мы получаем в этой жизни -- это только наши положительные эмоции. Плохое -- отрицательные эмоции. Человек, который всегда слушает лишь разум, никогда не дает голоса чувствам -- счастлив ли он? Имеет ли что-нибудь для него смысл?
Мораль сей басни для меня в том, что у монеты две стороны. Одногранника не существует. И, если я до сих пор принимала лишь орла, боясь перевернуть -- настала пора принять и решку. Разрушение тоже бывает нужно. Искажение тоже бывает нужно. Хаос тоже бывает нужен. Несовершенство. Конфликт. Иррациональность.
Вот в каком аспекте я принимаю условную "решку" и с трудом поворачиваю монету "орлом" -- это дилемма личность vs общество. Я vs Мы. Классически "я" отвечает Тьме, "мы" -- Свету. И порой я ловлю себя на том, что заигралась в свободу, перегнула палку -- ибо перегнуть палку можно и здесь. Но это уже совсем другая история.
@темы: искажение Арды, попытки разобраться, я художник, я так вижу, смерть стоит того, чтобы жить